Перспективы строительства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием

С 1 сентября 2021 года в РФ начал действовать новый национальный стандарт «Проектирование жестких дорожных одежд. Типовые конструкции», подготовленный Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) при содействии Ассоциации бетонных дорог. Он позволит качественно проектировать и строить автодороги, которые прослужат не менее 30 лет.

Такой стандарт введен в нашей стране впервые. Он устанавливает требования к жестким дорожным одеждам при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт новых и уже существующих дорог. ГОСТ будет распространяться на жесткие дорожные одежды с монолитным цементобетонным покрытием, а также асфальтобетонным покрытием на жестком основании. Согласно исследованиям, бетон превосходит асфальтобетон по показателям экологичности. Преимущества: Прочность. Цементобетон является жестким материалом и не деформируется под действием тяжелогруженого транспорта. соответственно, данные технологии эффективны при строительстве крупных магистралей, опорной сети дорог. Также применение цементобетона эффективно на участках с повышенной загруженностью — дорожных развязках, перекрестках с круговым движением, остановках общественного транспорта. Долговечность. Дорога из цементобетона сможет прослужить примерно в три раза дольше асфальтобетона до первой серьезной реконструкции. По данным зарубежных специалистов срок эксплуатации подобных дорог может достичь 50 лет. Применение цементобетона требует тщательного соблюдения технологии на всех этапах (от подбора смеси, укладки и ухода за уложенным покрытием). В этом случае дорога может потребовать текущего ремонта раз в 12 лет, а полная смена покрытия будет необходима только через 30 лет. В отличие от бетона, асфальт нуждается в регулярном обслуживании.

Более низкие затраты на эксплуатацию цементобетонных покрытий в течение всего жизненного цикла дороги при сравнимых затратах на строительство. Несмотря на то, что затраты на укладку бетонной смеси выше, в долгосрочной перспективе обслуживание такого покрытия будет дешевле. Помимо прочности самого покрытия, экономии средств может поспособствовать:

◆ Высокая светоотражающая способность цементобетона, которая позволит сократить затраты на освещение в ночное время до 30 %.

◆ Относительно стабильная стоимость бетона и предсказуемая динамика цен в будущем, тогда как битум, используемый в изготовлении асфальтобетонов, сильно зависит от мировых цен на нефть, соответственно, его стоимость может расти быстрее инфляции и слабо поддаваться прогнозированию.

◆ Устойчивость к перепадам, а также крайне высоким и низким показателям температуры, безопасность для участников движения. дороги с цементобетонным покрытием за счет прочности лучше переносят высокие температуры, не плавятся и не продавливаются под колесами автомобиля, тем самым не образуя колею, а также поглощают меньше влаги во время оттепелей, чем более пористый асфальтобетон. таким образом, с точки зрения сцепления колес с дорогой цементобетон оказывается более стабильным покрытием.

Меньшее влияние на окружающую среду:

◆ Более эффективный расход топлива за счет прочности бетона и отсутствия эффекта «прогиба» дорожной одежды под колесами автомобилей. согласно исследованию группы экспертов, проведенному в 1982 году для Федеральной администрации по автотрассам сШа, экономия топлива при движении по цементобетонной дороге составляет порядка 3 %.

◆ Снижение негативного влияния городского «острова тепла», которое заключается в более высокой температуре в городе по сравнению с окрестностями. так как бетонное покрытие заметно светлее асфальтобетона, оно отражает больше солнечного света и слабее нагревается, понижая общую температуру в городе.

Текущая ситуация в российской промышленности. В настоящее время имеет место высокая загрузка предприятий по производству битума — критически важной составляющей асфальтобетона. Цементные заводы, в свою очередь, имеют значимую долю свободных мощностей — в 2018 году она составила порядка 52 %. таким образом, переориентация на строительство цементобетонных покрытий дорог позволит разгрузить битумную промышленность и задействовать свободные мощности цементных предприятий.

Источник: «РБК Исследование рынков»,
«Анализ перспектив развития технологии строительства автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями в России»,
1-е издание, 2019 г.

Контакты

Связаться с нами