Мониторинг вечной мерзлоты

Росавтодор участвует в разработке системы мониторинга состояния федеральных дорог в зоне вечной мерзлоты. Руководитель ФДА Роман Новиков 16 марта принял участие в совещании-семинаре по теме создания такой системы и совершенствования нормативной базы по проведению дорожных работ на территории распространения многолетних мерзлых грунтов. В своем вступительном слове Роман Новиков поблагодарил губернатора забайкальского края Александра Осипова за возможность провести семинар в Чите, поскольку крайне важно обсуждать вопросы эксплуатации дорог в зоне вечной мерзлоты там, где они наиболее актуальны. По словам руководителя Фда, вопрос содержания федеральных трасс в зоне вечной мерзлоты находится под пристальным вниманием. При этом опыт эксплуатации федеральных дорог А-331 «Вилюй», Р-504 «колыма», А-360 «лена», Р-297 «амур» указывает на необходимость актуализации технических решений и поиска новых подходов к проектированию, строительству и содержанию дорог в зависимости от меняющихся природно-климатических условий. Последствия техногенной деятельности на тех объектах, которые сейчас эксплуатируются, показывают, что они значительные. Первостепенная задача — обеспечить надежность сооружений, их долговечность. Глава забайкалья подчеркнул, что для сибирского и дальневосточного федеральных округов тема дорожных работ в зоне вечной мерзлоты является очень актуальной, поскольку ранее сформированные технологические решения по строительству дорог опирались на несколько другие климатические условия. Сегодня ситуация принципиально меняется. Так, в забайкальском крае почти на 8 градусов изменились среднегодовые температуры. На совещании президент ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров выступил с докладом о совершенствовании нормативной базы в области проектирования и проведения дорожных работ на трассах в зоне вечной мерзлоты. По его словам, для дорожной отрасли крайне важно сейчас актуализировать нормативную базу, которая непосредственно связана с проведением работ в сложных климатических условиях. Предстоит разработать комплекс таких национальных стандартов, которые бы учитывали современные требования нормативной базы в дорожном хозяйстве.

В прошлом году ФДА утвердил дорожную карту по организации мониторинга состояния участков федеральных трасс, проходящих по территории распространения многолетних мерзлых грунтов. Как рассказал на совещании заместитель начальника Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения ведомства Сергей Гошовец, дорожная карта росавтодора стала частью отраслевого плана адаптации к изменениям климата в области транспорта, утвержденного приказом минтранса россии в 2022 году. Карта предусматривает, в частности, создание системы контроля инженерно-геокриологических условий, которая должна включать мониторинговые стационарные посты и устройства, размещаемые на ключевых участках в различных инженерно-геокриологических условиях. кроме того, ФДА совместно с ФКУ определил и согласовал три измерительных комплекса — это комплексы «Автомобильная дорога и придорожная полоса», «Метеорологические параметры», «Система мониторинга напряженно-деформированного состояния и деформаций в слоях дорожной одежды и земляного полотна от известной нагрузки» — для оборудования стационарных постов, включающих 30 контролируемых параметров. По его словам, данная работа необходима для создания современной системы мониторинга и для накопления массива данных, анализ которых позволит перейти на новый уровень проектирования, строительства и эксплуатации транспортных объектов в криолитозоне. кроме того, в будущем полученные наработки будут учитываться при развитии арктической зоны РФ. На совещании-семинаре обсудили развитие процессов деградации вечной мерзлоты в зоне прохождения дорог и реализацию научно-исследовательских работ, которые посвящены анализу состояния федеральных трасс в пределах криолитозоны. По словам заместителя директора по научной работе Института геоэкологии им. Е. М. Сергеева РАН Петра Микляева, с 2021 года с помощью пилотных автоматических постов мониторинга началось масштабное исследование участков трасс Р-297 «Амур», Р-504 «Колыма», А-331 «Вилюй» и А-360 «Лена». Сейчас специалисты анализируют собранные данные в зоне развития вечномерзлых грунтов, до конца мая этого года учеными планируется завершить районирование исследуемых участков, а к сентябрю разработать первые рекомендации по организации инженерногеокриологического мониторинга автомобильных дорог.

Контакты

Связаться с нами