О компании

Продукция


ОСОБЕННОСТИ АРКТИЧЕСКОЙ «ВЗЛЕТКИ»

Источник - журнал «Автомобильные дороги, № 1, 1058, январь 2020»

Автор - Леонид Григорьев

Особое значение для России имеет развитие аэропортов в «высоких» широтах Заполярья и Арктики. Понятно, что в таких проектах к их реализации предъявляются особо высокие требования – ведь строить их приходится в условиях вечной мерзлоты. При реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года», ориентированной на эффективное и природосберегающее использование ресурсного потенциала Арктической зоны России в интересах перспективного экономического и социального развития страны, а также субъектов Федерации и муниципальных образований, значительное внимание обращается на развитие аэродромов и аэропортов Арктической зоны России.

В связи с этим интересно будет упомянуть об объекте, который без всякого преувеличения является уникальным. В 80-х годах прошлого века реализованы первые в мире снежно-ледовые аэродромы в Антарктиде – на станциях «Молодежная» и «Новолазоревская», способные принимать тяжелые самолеты на колесном шасси (Ил-76ТД). Аэродром на станции «Новолазоревская» эксплуатируется до сих пор.

Традиционное внимание полярной тематике уделяется в России и в настоящее время. Так, в 2019 году российский институт «Ленаэропроект» разработал оригинальные технологические и конструктивные решения по строительству основания под новый зимовочный комплекс на антарктической станции «Восток». Решения выполнены для строительства из снего- фирна в условиях крайне низких температур – в зимний период температура в этом районе опускается до -800С. Таяние и, как следствие, эффективное уплотнение снега в этих условиях невозможно. Российские разработки позволяют в таких экстремальных условиях создать прочное естественное основание. Эти разработки могут быть также применены в условиях Крайнего Севера, Арктического побережья и Арктических островов.

Генеральный директор Ленаэропроекта Федор Пащенко отметил, что одной из наиболее актуальных проблем в строительстве аэродромных покрытий на Крайнем Севере является устройство искусственного основания покрытия из-за наличия многолетнемерзлых и некондиционных грунтов.

Строительство на вечномерзлых грунтах осуществляется по двум принципам: сохранение грунтов естественного основания в мерзлом состоянии и использование в оттаянном или оттаивающем состоянии на расчетную глубину. Значительная часть арктического побережья в местах интенсивного освоения и добычи углеводородов сложена пылеватыми песками и супесями, из которых практически невозможно выполнить термоизоляционную насыпь, предотвращающую оттаивание грунтов естественного основания.

При создании термоизоляционной насыпи и уменьшении ее высоты применяются различные термоизоляционные прослойки из пенополистиролов, дренирующие геокомпозитные материалы, привел детали Федор Пащенко. При больших площадях, подчеркнул он, например, на перронах, дренирующие прослойки группируются вдоль горизонтального трубчатого дренажа, образуя сеть дрен. Это необходимо для отвода поверхностной воды от оттаивающей части насыпи выше слоя теплоизоляции и отвода конденсата, образующегося в зоне термоизоляционной прослойки. Такое конструктивное решение было применено институтом в конструкции перрона в аэропорту Сабетта (Ямал).

Продолжается развитие модифицирующих добавок для улучшения местных некондиционных грунтов. Оптимальным решением в строительстве аэродромов Арктической зоны является сочетание упрочненного основания из модифицированных местных грунтов и сборных покрытий, в частности, предварительно наряженных плит ПАГ. Сборные покрытия совершенствуются за счет внедрения фибробетона, модификации состава бетона и новых композитных материалов армирования.

– В составе нашего института действует крупнейшая в России лаборатория аэродромных строительных материалов, занимающаяся сертификацией и разработкой новых материалов для применения на объектах авиационной инфраструктуры, – отметил Федор Пащенко. – Из перспективных направлений работы я бы назвал, например, разработку численных моделей вечномерзлых грунтов, аэродинамического воздействия на аэродромные покрытия и сооружения, новых программ геотехнического мониторинга, совершенствуется экспериментальная база для учета при актуализации нормативных документов.