О компании

Продукция


Осторожно: контрафакт, или время действовать

Источник - №1/2017 журнал «СТТ DIGEST»

Автор -  Елена Петрова

В конце декабря в Совете Федерации состоялось совещание на тему «Контрафактная про- дукция в сфере коммунальной, строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники: меры по защите отечественных производителей», организованное Комитетом по трактор- ному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строи- тельному машиностроению при Бюро ЦС Союза машиностроителей.

На заседании под председательством члена комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Олега Цепкина рассматривались вопросы борьбы с производителями контрафактной техники и комплектующих, проблемы недобросовестной конкуренции в процессе торгов, риски, возникающие при эксплуатации контрафактнойпродукции. В обсуждении приняли участие представители машиностроительной отрасли, а также государственных органов власти.

Предваряя разговор по главной теме, сенатор Олег Цепкин отметил, что проблема контрафактной техники сегодня чрезвычайно актуальна, так как обусловлена «фактором цены, который в России является превалирующим при проведении государственных или частных закупок. Поставщики дешевого контрафакта побеждают на торгах. Контрафактная техника ломается, приводит к необратимым последствиям, связанным с авариями, простоями, с финансовыми потерями, а зачастую и с человеческими трагедиями, что, конечно влияет на объемы производства и имидж добросовестных отечественных производителей техники».

С сообщением о состоянии дел в области повышения качества услуг по техническому обслуживанию и ремонту коммунальной техники выступил Александр Халецкий, член Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению при Бюро ЦС Союза машиностроителей России, генеральный директор ЗАО «Коминвест-АКМТ». Он отметил, что анализ результатов проводимых закупок показал, что не все победители могут осуществлять квалифицированное техническое обслуживание и ремонт. Так, в рамках требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не учитывается статус участника, наличие у сертификата дилера или субдилера. Кроме того, не рассматривается квалификация персонала и прохождение обучения у производителя, а также наличие специального инструмента и диагностического оборудования, в соответствии с требованиями производителя. Не оговаривается законом и требование применять только оригинальные запасные части и расходные материалы.

В свою очередь Андрей Печеркин, директор по стратегическому маркетингу и взаимодействию с госструктурами компании «ЧТЗ-Уралтрак», рассказал о «сером» рынке производства бульдозеров в России. Сейчас в Российской Федерации существует ряд организаций, которые из бывших в употреблении деталей собирают гусеничные машины низкого качества, в том числе под брендом «ЧТЗ» и реализуют их потребителям. «Серые» производители уже занимают около 20% российского рынка бульдозеров класса 10.

В 2015 году в связи с резким ростом курсов валют и удорожанием китайской техники «пиратские» производители активизировались. Основной причиной выбора потребителем «серой» продукции является цена, которая значительно ниже, чем у других производителей на рынке.

В числе мер по противодействию производителям контрафакта представитель «ЧТЗ-Уралтрак» предложил Федеральном агентству по техническому регулированию и метрологии совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации провести внеплановый государственный контроль требований Технического регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в ряде организаций, занимающихся восстановлением техники и реализацией ее под видом новой. При этом необходимо запрашивать у производителей техники комплекты документов, подтверждающих приобретение ими у изготовителей новых основных узлов, которые используются при сборке всей техники (рама трактора, корпус бортовых фрикционов, рама тележек, двигатель, трансмиссия).

В своем докладе Виктор Четвериков, заместитель председателя Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению при Бюро ЦС Союза машиностроителей России, сообщил, что в машиностроении оборот фальсифицированной продукции особенно широк в группе повышенного спроса и широкого применения, которую трудно контролировать: это материалы, комплектующие и запасные части. Например, в автомобилестроении он может достигать 50%, в других областях машиностроения, например, по тяжелым бульдозерам марки «ЧЕТРА» – до 22% рынка. Причина – слабая законодательная база, отсутствие действенных рычагов контроля рынка.

В настоящий момент борьба с незаконным оборотом промышленной продукции ограничена двумя инструментами: товарный знак и патент. Поэтому необходимо расширение законодательной базы, в том числе за счет:

  • внесения в Гражданский кодекс РФ следующих понятий: «оригинальная продукция», «воспроизводимая продукция», «фальсифицированная продукция»;
  • в административном и уголовном законодательстве необходимо четко прописать, что значит «мошеннические действия со стороны незаконного производителя», «халатные действия со стороны недобросовестного потребителя», а также ответственность правонарушителей.

По итогам заседания принято решение инициировать внесение в Гражданский кодекс РФ таких понятий, как «оригинальная продукция», «воспроизводимая продукция», «фальсифицированная продукция». Единодушно поддержана инициатива по ограничению оборота контрафакта в области комплектующих и запасных частей путем создания специальных методов защиты (дополнение составляющих элементов сертифицированной техники) через обозначения и номенклатурные номера (буквенно-цифровую кодировку). Другой действенной мерой, по мнению машиностроителей и представителей органов госвласти, является создание в Ростехнадзоре единой базы учета каждой единицы техники на протяжении всего ее жизненного цикла. Большое значение будет иметь и создание под эгидой Минпромторга РФ специального интернет-ресурса «Портал «Осторожно: контрафакт».

 

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Андрей Печеркин, директор по маркетингу ООО «ЧТЗ-Уралтрак»

С контрафактом мы боремся уже давно, лет 5-7. В России существует ряд организаций (периодически меняющих свои названия), использующих одни и те же «гаражно-промышленные» площадки, на которых в кустарных условиях из б/у техники и восстановленных деталей собирают машины (в частности, гусеничные тракторы ЧТЗ) и реализуют их под видом новых. По виду тракторы очень похожи на новые машины ЧТЗ, но качество их низкое, т. к. они комплектуются в основном восстановленными в кустарных «гаражных» условиях узлами и агрегатами. При производстве не соблюдается (соответствующая заводской) технология изготовления, отсутствует необходимая конструкторская документация. Такая некачественная «продукция» приносит убытки, а также вредит имиджу и репутации завода «ЧТЗ-Уралтрак».

Только в Челябинске таких фирм около 10. Они постоянно принимают участие в разных конкурсах и аукционах. Как правило, все имеют «сертификаты соответствия» и прочие документы.

Совокупный объем производства этих «серых» компаний составляет порядка 20% от объема рынка машиностроения и до 50% - автомобилестроения. Ущерб и «ЧТЗ-Уралтрак», и всех добросовестных производителей от деятельности подобных компаний составляет порядка 1 млрд. руб. в год.

Как правило, эти компании не платят работникам официальной зарплаты, уклоняются от налогов и т. д. Когда у покупателей возникают серьезные претензии к приобретенной у них продукции, эти фирмы закрываются и переоформляются под новым наименованием.

В основном техника подобных фирм сбывается на конкурсных аукционах, где основным критерием для выбора покупателей является цена. Цена восстановленной техники, как правило, ниже заводской на 30% и более.

Основными причинами, стимулирующими данную проблему, является возможность безнаказанно нарушать законодательство по сертификации, и отсутствие контроля качества производства.

Виктор Четвериков, президент ООО «Сервис промышленных машин»

В машиностроении фальсифицируют продукты, которые особенно сложно проконтролировать: это материалы, комплектующие, запчасти. Особенно остро эта проблема стоит в автомобилестроении, где контрафакт составляет 50% от рынка. Прочее машиностроительное производство: 15-20%. По подсчетам служб ЧЕТРА фальсификация ее продукции составляет до 22%.

Причин засилья контрафакта на российском рынке несколько: несовершенство законодательной базы, отсутствие действенных рычагов контроля рынка и, наконец, низкая культура потребления, ориентированная только на уровень цены, а не на стоимость владения в течение жизненного цикла. Особенную роль в этом играет подход в тендерах, сориентированных на низкую цену и не имеющих четких критериев проверки продуктов с технической, качественной и юридической стороны. При этом на местах получения продукции не создано механизмов ее приемки, идентификации и оценки качества. В настоящее время средства борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции ограничиваются двумя документами - товарным знаком и патентом. Причем назначение последних несколько иное, чем защита потребителей. Необходимо расширение законодательной базы, в том числе:

  • внедрение понятий в Гражданский кодекс РФ: оригинальная продукция, воспроизводимая про- дукция, фальсифицированная продукция. Примером может служить Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
  • в административном и уголовном законодательстве четко определить мошеннические действия со стороны незаконного производителя и халатные действия со стороны недобросовестного потре- бителя, и ответственность правонарушителей. Кроме того, для ограничения оборота контрафакта в области комплектующих и запасных частей создать методы их защиты, как составляющих элемен- тов сертифицированной техники, через обозначения и номенклатурные номера (буквенно-цифро- вую кодировку).

Николай Липатов, директор департамента защиты ресурсов (службы безопасности) ПАО «КАМАЗ»)

Сейчас КАМАЗом создана комиссия по запчастям. Но проблема в том, что можно пресечь ввоз контрафактных запчастей только по запатентованным запчастям.

В какой-то степени КАМАЗу проще - ввиду большого значения КАМАЗа для государства по этому предприятию работает целое отделение полиции и отделение ФСБ.

Любое предприятие может как-то организовать работу по безопасности собственного производства: например, служба безопасности металлургического предприятия может выяснить, откуда поступают на завод ферросплавы и т. д. И так бороться с криминалом.

То же и закупки — служба безопасности должна проверять поставщиков, например, запчастей, материалов, выезжая для осмотра на места, производить аудит.

И каждому предприятию можно и нужно вести работу по защите собственной продукции от недобросовестных «восстановителей» даже в рамках существующего законодательства.