О компании

Продукция


Мегапроект «Ямал»

Интегрированный проект по добыче, сжижению и реализации природного газа

Автор -  Елена Петрова

Развитие экономики страны и рост ее благосостояния невозможны без масштабного освоения богатейших природных ресурсов. Выполнение закладываемых в Энергетическую стратегию России до 2030 года темпов и параметров увеличения добычи природного газа напрямую связано с освоением нового нефтегазодобывающего региона — полуострова Ямал.


Запасы и ресурсы Ямала

Полуостров Ямал является одним из важнейших стратегических нефтегазоносных регионов России. На полуострове и в прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений. Разведанные и предварительно оцененные запасы газа составляют порядка 16 трлн. м3, перспективные и прогнозные ресурсы газа — около 22 трлн. м3. Запасы конденсата оцениваются в 230,7 млн. т, нефти — в 291,8 млн. тонн. Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) является крупнейшим в России регионом по добыче природного газа, на долю которого приходится около 80% российской добычи природного газа и приблизительно 16% мирового объема добычи газа.

Проект «Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий» был разработан ОАО «Газпром» совместно с Администрацией ЯНАО по поручению Президента и Правительства РФ в 2002 году.

В 2007 году проект программы на основании результатов многолетних исследований по созданию научных основ проектирования, технологических, природоохранных и технических решений по обустройству месторождений и строительству газопроводов на полуострове Ямал был скорректирован.

Комплексное освоение месторождений суши Ямала осуществляется путем создания трех промышленных зон — Бованенковской, Тамбейской и Южной, с каждой из которых связана своя группа месторождений. Таким образом, максимальная ежегодная добыча газа на Ямале сопоставима по объему с текущими поставками газа ОАО «Газпром» на российский рынок и в два раза превышает поставки газа в дальнее зарубежье.

Проект по добыче и производству сжиженного газа

Справка
Описание проекта: наиболее масштабный проект газовой отрасли РФ.
Дата запуска: 2017 г. – отгрузка первых партий продукции.
Стоимость проекта: более 27 млрд. долларов.
Масштаб/мощность: 16,5 млн. т/год СПГ (в перспективе увеличение мощности до 70 млн. т/год) и 1,2 млн. т газового конденсата в год.

Ресурсной базой для проекта «Ямал СПГ» является Южно-Тамбейское месторождение, расположенное на северо-востоке полуострова Ямал на берегу Обской губы. Доказанные и вероятные запасы месторождения по международной классификации PRMS оцениваются в 926 млрд. м3 газа и 30 млн. т жидких углеводородов. Проектный уровень добычи составляет около 27 млрд. м3 газа в год на протяжении как минимум 20 лет.

Проект разработки месторождения предусматривает бурение 208 наклонно-направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием (с длиной горизонтального участка не менее 500 м) с 19 кустовых площадок.

Завод СПГ мощностью 16,5 млн. т в год строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении на берегу Обской губы.

Уже сейчас, еще до окончания строительства, Ямал СПГ входит в первую тройку мирового списка производителей сжиженного газа. Завод по производству сжиженного газа строится в три очереди. В строительстве используется модульный принцип монтажа, что значительно сокращает затраты на строительство в условиях Арктики и оптимизирует график реализации проекта. Производственный комплекс будет включать три технологические линии сжижения газа производительностью 5,5 млн. т в год каждая. Первую очередь планируется запустить в 2017 году.

Основным производителем работ на интегрированном проекте по добыче, сжижению и реализации газа является ОАО «НОВАТЭК», крупнейший российский независимый производитель природного газа.

Одной из частей этого уникального проекта является возведение 4 гигантских криогенных бункеров (резервуаров), в которых будет храниться 160 тысяч кубометров природного сжиженного газа при температуре –164 градуса. Бетонные конструкции первых двух уже почти готовы. На объекте «Ямал СПГ» заливание бетона резервуаров ведется самыми высокими темпами для Севера – по 2,21 метра в день. Эти параметры как ничто другое показывают необходимость использования качественного, высокотехнологичного оборудования, техники и технологий, доказавших свою эффективность и надежность.

Так, на возведении резервуаров задействованы бетононасосы компании Putzmeister.

Требования к технике были очень высокие: качество, износостойкость, реальный опыт работы в особых климатических условиях*. Строительство резервуаров ведет ООО «Велесстрой» – одна из крупнейших компаний в России по реализации сложнейших объектов нефтегазового комплекса и внешнего электроснабжения.

Кроме самой техники были предъявлены высокие требования к информационной, проектной поддержке. Компания «Путцмайстер Рус» обладает, пожалуй, самым большим багажом знаний реализации специальных объектов. Особое внимание клиент уделил качеству сервисного обслуживанию (время реакции, учитывая удаленность объекта, построение правильного и достаточного для беспрерывной работы буферного склада быстроизнашивающихся частей, оперативность решения вопросов любой сложности).

Поскольку на строительстве бункеров первостепенной важностью были простота в работе и надежность в обслуживании, были задействованы стационарные бетононасосы Рutzmeister BSA1407D (первоначально семь единиц, сегодня осталось пять, два переброшены на другие объекты). Насосы данной модели предназначены для работ по бетонированию с максимальной производительностью до 71 м3/ч, они осуществляют подачу бетонной смеси с фракцией 25-40 мм на высоту до 100 метров или по горизонту – до 150-200 метров. Они легко перевозятся по стройплощадке благодаря небольшому весу и высокому клиренсу, имеют защитный кожух из высокопрочного стеклопластика. Оснащены гидравлической системой открытого типа VHS, двигателем Deutz 115 кВт, промывочным насосом 50 л/мин, 20 бар. Благодаря использованию этой модели требуется меньший объем гидравлического масла, уменьшено потребление топлива. Новый дизайн бункера обеспечивает удобство и доступность в техобслуживании. Технические данные выводятся на дисплей EGD, все неисправности контролируются благодаря системе Ergonic.

______________________

* Опыт участия техники в реализации таких проектов, как: нефтеперекачивающие станции под Новым Уренгоем, в Красноярском крае, объекты спортивного строительства под Надымом, Пурпе, Тарко-Сале, Норильский Никель а также проекты Сахалин-1, Алроса и многие другие.

Также на строительстве бункеров задействованы стационарный бетононасос Рutzmeister марки BSA2110 HPD и автобетононасосы марок М56 и М42.

Мощный бетононасос BSA2110 HPD с увеличенным ходом поршня и высоким давлением подачи был выбран, поскольку оптимально подходит для строительства высотных конструкций (высота подачи бетона до 200 м или по горизонту до 1000 метров). Он характеризуется современным дизайном, кожухом из высокопрочного пластика, дизельным приводом, внешним подключением гидравлического запорного шибера, 6-цилиндровым дизельным двигателем Deutz, мощностью 330 кВт и износостойкими деталями из твердого сплава. Объем подачи бетона до 102 м³/ч при давлении в 150 бар или 70 м³/ч при 220 бар. Но, что самое главное в данном проекте, он пригоден для применения во всех климатических условиях благодаря оптимальной системе подачи воздуха.

Модель автобетононасоса М56 зарекомендовала себя как наиболее удачная для требовательных проектов по высотному строительству там, где необходим большой радиус распредстрелы и высокая производительность в сочетании с надежностью и простотой управления. В своем классе бетонной техники он очень даже компактный благодаря установленной системе помощи при работе на одну сторону – OSS. Объем подачи бетонной смеси 160 кубометров в час, высота подачи 55 метров. Автобетононасос оснащен 5 распределительными стрелами типа складывания RZ.

Еще один автобетононасос Putzmeister M 42 характеризуется 5-секционной распределительной стрелой благодаря продуманной схеме расположения бетоноводов и элементов крепления. Очень привлекательными оказались и низкие расходы на сервисное обслуживание благодаря применению необслуживаемых узлов, сокращению нестандартных изнашиваемых элементов и значительному снижению объема рабочей жидкости в системе.

Для возведения резервуаров хранения сжиженного газа используются и подъемники компании Geda. На каждом из резервуаров первой очереди (две башни) смонтировано по 4 двухмачтовые единицы Geda MCP 750/1500 и по одному грузопассажирскому подъемнику Geda PH 2032 650.

Строительство бетонных конструкций резервуаров ведется с применением технологии постнапряженого бетона. В состав плиты вводится высокопрочная напрягаемая арматура, состоящая из специальных прядей. Один конец напрягаемой арматуры крепится на одной стороне плиты с помощью анкеров. После бетонирования и набора заданной прочности производится натяжение прядей с помощью специальных гидравлических домкратов и фиксация, в результате чего напряжение арматуры передается на бетон.

Платформы MCP 750/1500 установлены по 4 точкам на верхнем уровне бетонной конструкции и обеспечивают подъем людей и гидравлических домкратов для равномерной натяжки и фиксации арматуры. Фасадные платформы MCP 750/1500 обеспечивают грузоподъемность 1500 кг на всю высоту бетонного фасада резервуара (46 м), длина каждой из платформ – 9 м. Эти быстроустанавливаемые и гибкие в использовании мачтовые платформы чрезвычайно удобны благодаря модульной конструкции. Они приспосабливаются к любым формам сооружения и любым условиям работы: выступы стен, закругления. Платформы установлены вплотную к резервуару, с креплениями мачт через каждые 10 метров! Максимальная длина платформ достигает 16,5 м при высоте подъема до 100 м.

Грузопассажирские подъемники модели PH 2032 650, в свою очередь, обеспечивают подъем людей и строительных материалов на все уровни резервуара хранения. Подъемник смонтирован на высоту 46 м, грузоподъемность 2000 кг. Для данного проекта была подтверждена рабочая температура до –30 °С. Скорость подъемника в стандартном исполнении достигает 90 м/мин. Он прост в монтаже – базовая часть подъемника поставляется в сборе, мачта наращивается непосредственно с крыши кабины.

Помимо строительства бункеров большое количество строительной техники ведущих мировых компаний, машины которых адаптированы для работы в условиях Полярного круга и отличаются не только высоким качеством производства, но и профессиональным уровнем гарантийного и сервисного обслуживания, используется и на других объектах. В условиях вечной мерзлоты в порту Сабетта работает более 15 единиц дорожно-строительной техники John Deere. Они обслуживают территорию, помогают обустраивать и содержать дороги.

Компания Mammoet, мировой лидер в области подъема и транспортировки сверхтяжелых грузов, пополнила свой парк новым тягачом марки Scania R560CA6x4HSZ, который также уже отправлен для реализации нового проекта – строительства завода по сжиженному газу на Ямале.

Уникальный тягач с колесной формулой 6х4 имеет высокое шасси с особо тяжелым классом эксплуатации, что делает его надежным и мощным автомобилем в своем классе. Максимально допустимая нагрузка на заднюю тележку составляет 26 тонн. Двигатель модели DC16 05 имеет экологический стандарт Евро 4. Топливный бак слева рассчитан на 400 литров.

***

Развитие СПГ-проектов – это не только будущее российского газа на мировой арене.

Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямала, убежден, что после завершения строительства на Ямале многофункционального морского порта и железной дороги до Сабетты многие российские регионы через Северный морской путь получат доступ в мировой океан. Этот проект откроет новые возможности и для дальнейшего освоения арктических территорий.