О компании

Продукция


Выбор АБЗ

Приобретение асфальтобетонного завода (АБЗ) требует определенных производственных издержек, то есть материальных вложений. Обслуживание, ремонт, эксплуатация комплекса должны быть предельно разумными и экономичными. Такая покупка накладывает определенную ответственность: необходим строгий расчет, чтобы в дальнейшем предприятие окупило себя и стало приносить прибыль.

Руководство предприятия должно контролировать не только сам комплекс, но и другие, связанные с его функционированием, вопросы. Это касается всех звеньев логистической системы:

  • контроль за наличием на складах расходных материалов и их регулярное пополнение;
  • наличие траспорта для отгрузки и перевозки готовых смесей;
  • согласование действий с работой дорожно-строительных бригад;
  • контроль за топливными резервами.

Вся система должна работать слаженно, если всего одно звено выпадет из общей цепочки, то вероятна остановка всего производства и, соответственно, прекращение поступления денежных средств. Это приведет к дополнительным затратам, необходимым на восполнение утерянного времени и объемов работ.

Проблемы могут возникнуть в том случае, когда асфальтобетонный завод выпускает слишком большое количество асфальтобетонных смесей, а дорожно-строительные бригады не справляются с их использованием и нарушают сроки укладки дорог. Аналогичная ситуация возникает и в обратном случае, когда, наоборот, бригады с современным оборудованием и техникой простаивают ввиду низкой производительности завода.

Взаимосвязь производительности асфальтосмесительной установки (АСУ) и асфальтоукладочной техники. Расчет перспектив АБЗ

Благодаря научно-техническому прогрессу оборудование для производства дорожно-строительных смесей регулярно модернизируется. Все то, что приобреталось более 10 лет назад, сегодня уже вряд ли подойдёт для эффективной работы. Устаревшее оборудование не способно дать необходимый уровень производительности. Поэтому необходимо понимать, что оборудование для АБЗ следует приобретать с расчетом не более чем на 4–6 лет с возможностью дальнейшей модернизации для того, чтобы шагать в ногу с прогрессом и увеличивать темпы развития. Следует знать, что не все специализированные комплексы пригодны для обновления.

При выборе АБЗ обязательно нужно учитывать его производительность. Она должна быть не ниже производительности дорожно-строительной техники.

Недавно миновавший экономический кризис оставил негативный отпечаток на деятельности дорожно-строительной сферы. На настоящий момент основными заказчиками смесей и укладки дорог являются государственные и муниципальные власти, которые делают заказы в соответствии с утвержденным бюджетом. Лишь малая часть коммерческих предприятий использует асфальтобетон для частных нужд. Реально помочь дорожникам преодолеть кризис на настоящий момент могут лишь асфальтобетонные заводы с небольшой производительностью (до 60 тонн в час). Но кризис и его последствия не будут вечными, и тогда возникнет другой вопрос: останутся ли актуальными такие заводы? Или их придется серьезно модернизировать для увеличения производительности и нести огромные издержки?

Расчет реальной производительности асфальтосмесительных установок

Возьмем для примера установку с производительностью 120 тонн в час.

Реальная продуктивность любой установки, как правило, меньше на 15–17 %. Это обуславливается зависимостью от степени влажности и качества используемых материалов. По данным техдокументации, влажность материалов составляет от 3 % до 5 %, но на практике этот показатель чаще всего выше. Кроме того, включение установок требует определенного времени, перебои в электроснабжении тоже не исключены. Все эти факторы снижают теоретическую производительность установки до 100 тонн в час.

Осадки в виде дождя увеличивают процент влажности в песке. Материал также иногда требуется, помимо основной деятельности, и для непредвиденных нужд государственных или частных заказчиков. Это сокращает производительность еще на 30 %.

Взаимосвязь АБЗ и качества укладки бетона

Минимальная производительность АБЗ составляет 50 тонн в час. При этом минимальная производительность техники для укладки асфальта составляет 200 тонн в час. Сопоставив эти показатели, легко сделать вывод о больших потерях времени и, соответственно, прибыли.

50 тонн бетона за 1 час работы перевозят три грузовика. Асфальтобетонный завод выполняет загрузку одной машины (куда помещается 17 тонн) за 20 минут. Этим объемом можно произвести укладку площади шириной 3,5 метра, высотой 6 сантиметров и длиной 30 метров. Работа занимает всего 5 минут, а следующий грузовик со смесью прибудет только через 15 минут. Это время рабочие и техника простаивают. С учетом того, что приехать должны 3 грузовика, сама работа отнимает 15 минут времени, а общий период простоя составляет 45 минут. Каждые 30 метров дороги возникают неровные стыки, которые вызваны остыванием горячей смеси под простаивающим катком. Что мы имеет в результате? Асфальт уложен некачественно, а рабочие получили полноценную заработную плату при четверти реальной занятости. Техника не эксплуатируется в должном объеме — большую часть времени она просто стоит. Таким образом, высокая производительность асфальтоукладчиков не используется, а срок их окупаемости возрастает в разы.

Проблемы с заводами высокой производительности смесей

Постоянная температура для получения высококачественной смеси должна быть в пределах 140–160 градусов Цельсия. Эту температуру поддерживает горелка сушильного барабана. Первые несколько циклов установки разогреваются, а прогоняемые по ним смеси являются непригодными для применения. Поэтому после достижения нужной температуры установку нельзя выключать до окончания выполнения плана по укладке асфальтобетона.

В ситуациях, когда потребность в смеси гораздо ниже, чем выпускает завод, возникает ряд новых проблем. Асфальтобетонный завод приходится периодически выключать, потом возобновлять работу, разогревать двигатель агрегата и совершать несколько холостых циклов с получением некачественной асфальтобетонной смеси, на которые ушло электричество, время, минеральные вещества и битум. Частые включения и выключения аппаратов приводят к их значительно более быстрому износу.

Какой АБЗ следует выбрать при соблюдении норм оптимальной производительности?

Установки с разной производительностью требуют одинаковое время на разогрев до нужной температуры. Однако АБЗ с высокой производительностью приходится часто останавливать, а значит, он никогда не покажет максимум своей результативности.

Еще 10 лет назад оптимальными являлись установки с производительностью 160–200 тонн в час. С появлением современной и более продуктивной техники все чаще эксплуатируют заводы с производительностью 180–240 тонн в час. Развитие на этом не останавливается, и, возможно, через несколько лет эти показатели снова возрастут.

Соотношение производительности завода с издержками на его содержание

За работу оборудования на заводе отвечает один оператор и его помощник. При этом нет никакой разницы в уровне производительности этих установок. Все процессы полностью автоматизированы. Аналогично не отличается и количество погрузчиков минеральных и битумных составляющих. Как правило, используется одна машина. Число секретарей, охранников, бухгалтеров, слесарей и другого персонала предприятия опять же неизменно.

На любом заводе необходимо иметь весы для взвешивания машин с готовыми асфальтобетонными смесями. Территории и площади складов практически не зависят от производительности асфальтобетонных заводов.

В результате расходы на содержание завода могут оказаться огромными, но при этом они напрямую не зависят от мощности оборудования.

Остается только рационально определить нужную производительность АБЗ в соответствии с:

  • ожидаемыми объемами работ;
  • желаемым качеством выпускаемой смеси;
  • планируемыми сроками эксплуатации завода;
  • потребностями в смесях потенциальных заказчиков.