О компании

Продукция


О переходе дорожной отрасли Российской Федерации к потреблению битумных материалов, обеспечивающих соответствие требованиям ТР ТС 014/2011

2014 году прошло заседание президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам совершенствования сети автомобильных дорог, по результатам которого Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был утвержден перечень поручений, охватывающий практически все стороны жизни дорожного хозяйства и определивший направления нашей работы на ближайшую перспективу.

Источник - №88/2016 журнал «Мир дорог»

Автор -  И. Г. Астахов,
заместитель руководителя
Федерального дорожного агентства

Знаковым для дорожников 2014 год стал еще и потому, что с 2014 года работы по ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог, находящихся в ведении Росавтодора, финансируются в размере 100% от утвержденных нормативов. Соответствующие объемы средств федерального бюджета заложены в Государственную программу «Развитие транспортной системы России» до 2020 года.

За счет этих средств поставлена задача — до 2019 года привести федеральные автомобильные дороги в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние: планируется ликвидировать последствия многолетнего недофинансирования отрасли в виде накопившегося «недоремонта» и привести 85% федеральных дорог в соответствие с нормативными показателями.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Не все автомобильные дороги в нашей стране относятся к компетенции Росавтодора.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральным дорожным агентством обеспечивается осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения за исключением автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги». В отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществление дорожной деятельности обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По данным официальной статистики, вся дорожная сеть общего пользова-ния в Российской Федерации имеет общую протяженность 1445,6 тыс. км. При этом протяженность всех автомобильных дорог общего пользования федерального значения составляет 51,7 тыс. км, из них в ведении Федерального дорожного агентства находится 48,8 тыс. км, остальные 2,9 тыс. км — в ведении Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»).

УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Необходимо отметить следующее:

  • В условиях перегрузки по интенсивности движения уже работает треть федеральных автомобильных дорог.
  • По данным автоматизированных пунктов весогабаритного контроля, с превышением установленных нагрузок следует более 30% грузовых автотранспортных средств.
  • Средний перевес составляет 45%, такая перегрузка повышает разрушающий эффект в 4,4 раза.
  • Объем наносимого дорогам ущерба при таком количестве нарушений составляет 2,6 трлн. руб. ежегодно.

При этом общий объем вложений государства (из федерального и региональных дорожных фондов) в дорожную сеть страны составляет около 1 трлн. руб. в год.

При соблюдении нормативов финансирования можно обеспечить требуемое состояние автомобильных дорог, только если они будут эксплуатироваться с учетом расчетных весовых нагрузок и интенсивности движения, под которые они проектировались и строились. Эксплуатируя автомобильные дороги с нагрузками, значительно превышающими расчетные, мы не можем достичь запланированных показателей.

Для решения задачи по приведению федеральных дорог в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние требуется привлечение самого пристального внимания к эксплуатации дорог в условиях сверхнормативных нагрузок.

Поэтому одной из первоочередных задач государства в отношении автодорожной сети становится обеспечение сохранности автомобильных дорог при условии применения эффективной системы контроля за грузоперевозками. В части обеспечения качества и долговечности автомобильных дорог, с технологической точки зрения наибольшее значение имеют качественные дорожно-строительные материалы и расширение использования инновационных технологий.

БИТУМНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Без активного внедрения инноваций и обеспечения дорожного хозяйства качественными материалами нам не удастся решить даже малой доли поставленных руководством страны задач.

Основные проблемы уже стали притчей во языцех — это дефицит битума и его низкое качество.

О дефиците битума. На сегодняшний день сложилась такая ситуация: официальная статистика Минэнерго говорит о потреблении 6 млн. тонн битумных материалов, та же статистика говорит, что техническое оснащение НПЗ позволяет производить 11 млн. тонн в год. Но годовое потребление битума происходит примерно в течение 6 месяцев строительного сезона, а производственная мощность 11 млн. тонн рассчитана на 12 месяцев. Соответственно, весь объем потребления падает на 6 месяцев, расчетная производительность НПЗ на этот период составляет 5,5 млн. тонн, вот и возникает дефицит битума. Также дефицит формируется за счет того, что все НПЗ стараются увеличить глубину переработки, соответственно, объемы битума сокращаются. Чтобы проиллюстрировать стремление к максимальной глубине переработки, приведу такой пример.

Совсем недавно отечественным химикам удалось получить из нефти, цитируя авторов: «штуку со сложным названием: виниловый тиоэфир». Из виниловых тиоэфиров получаются полимеры, обладающие высокой термической и химической стойкостью, а также интересными оптическими свойствами. В таких материалах заинтересована электронная и оптическая промышленность, а также производители медицинского оборудования. Открытие химиков позволяет теперь превратить «вонючую неприятность» (остатки перегонки нефти) в источник обогащения. Авторы изобретения, описывая его в научном журнале, заключают, что поскольку приоритет в этом деле принадлежит нашей стране, то этим нужно быстрее воспользоваться для блага и процветания нашей Родины.

Мы все хотим блага и процветания нашей Родине, но давайте не забывать, что его просто невозможно достичь без развитой, современной сети автомобильных дорог.

Поэтому необходимо обратиться к нефтепереработчикам: может быть, стоит в самом начале технологической цепочки переработки нефти какую-то часть просто резервировать для целенаправленного производства битума? Ведь спрос на битум гарантированно будет расти. И отрасли нужен качественный продукт.

Учитывая, что 90% автомобильных дорог федерального значения с капитальной дорожной одеждой имеют асфальтобетонное покрытие, то можно судить, насколько остро стоит перед отраслью потребность в качественном битуме. Уже не просто битуме! Мы видим выход в использовании качественных модифицированных и немодифицированных битумных вяжущих.

Введение необходимых модификаторов и полимеров позволяет получать не просто улучшенные свойства, а именно необходимые низкотемпературные и высокотемпературные параметры и, главное, обеспечить эти параметры во времени (долговечность) для конкретных климатических и транспортных условий.

Федеральное дорожное агентство в настоящее время прогнозирует увеличение использования модифицированных и полимер-битумных вяжущих (ПБВ).

В Российской Федерации использование ПБВ на основе стирол-бутадиен-стирольных полимеров (к вопросу об ипортозамещении: следует подчеркнуть — отечественных) регламентировано ГОСТ Р 52056–2003.

Наиболее сильный скачок спроса на ПБВ мы наблюдали в 2013 г., когда фактическое потребление ПБВ в Российской Федерации составило более 170 тысяч тонн (прирост потребления ПБВ в 2013 г. составил 75% к факту 2012 г.). Производство ПБВ в 2014 году составило около 190 тысяч тонн, что лишь на 10% превысило уровень 2013 г. В 2015 году крупными производителями было выпущено уже 253 тыс. тонн ПБВ.

Объем производства ПБВ в среднем по Европе составляет до 15% от общего объема производства битумных материалов, в Германии — до 32%, во Фран-ции — до 18%, в Польше — до 22%.

Сегодня на рынке присутствует большой спектр продуктов для модификации битумов. Это и другие сополимеры стирола, и сополимеры этилена — этиленвинилацетат и этиленметилакрилат. Кроме того, на российском рынке существует минимум три решения на основе регенерированного каучука. Необходимо признать, что все многообразие добавок, присутствующих на рынке, можно разделить как на модификаторы с выраженной эффективностью, так и на откровенно «вредные».

В связи с этим Федеральным дорожным агентством проводится большая работа по упорядочиванию применения модификаторов битумных материалов. Проводим мы работу и по систематизации нормативно-технических документов.

Я вынужден констатировать тот факт, что в настоящее время в отрасли сложилась ситуация «переизбытка» нормативных документов на битум.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ

В рамках создания Единого экономического пространства между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией с целью обеспечения единых требований по безопасности автомобильных дорог, в том числе международных транспортных коридоров, во исполнение решения комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. № 492 Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан разработан и решением комиссии Таможенного союза от 18 ок-тября 2011 г. № 287 утвержден технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

Технический регламент вступил в силу 15 февраля 2015 года. С сентября текущего года после завершения переход-ного периода его требования являются обязательными для исполнения при проектировании (в том числе изысканиях), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений на них на территории государств-членов Таможенного союза.

В части производства и испытания битумных материалов будут использоваться одиннадцать межгосударственных стандартов:

  • ГОСТ 33133–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования»;
  • ГОСТ 33134–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения индекса пенетрации»;
  • ГОСТ 33135–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения растворимости»;
  • ГОСТ 33136–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения глубины проникания иглы»;
  • ГОСТ 33137–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения динамической вязкости ротационным вискозиметром»;
  • ГОСТ 33138–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения растяжимости»;
  • ГОСТ 33139–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения содержания твердого парафина»;
  • ГОСТ 33140–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFOT)»;
  • ГОСТ 33141–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температур вспышки. Метод с применением открытого тигля Кливленда»;
  • ГОСТ 33142–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температуры размягчения — Метод «Кольцо и Шар»;
  • ГОСТ 33143–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу».

Механизм принятия к применению на федеральном уровне межгосударственных стандартов серии «Дороги автомобильные общего пользования» взамен нормативных документов, применяющихся в настоящее время, будет заключаться во включении соответствующего стандарта в техническое задание на разработку проектной документации.

Повторюсь, формально межгосударственные стандарты вступили в силу с 15.02.2015 года, переходный период определен до 16.09. 2016 года.

МЕТОДОЛОГИЯ SUPERPAVE

Возвращаясь к нормативным документам на битумные материалы, необходимо отметить что прошел процедуру утверждения комплекс из 11 ПНСТ по требованиям к битумным материалам, их испытаниям и классификации по методологии Superpave:

  • ПНСТ 79–2016 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения жесткости и ползучести битума при отрицательных температурах с помощью реометра, изгибающего балочку (BBR)»;
  • ПНСТ 80–2016 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения поправок по объему, приведенному к базовой температуре»;
  • ПНСТ 81–2016 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения усталостной характеристики»;
  • ПНСТ 82–2016 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок»;
  • ПНСТ 83–2016 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения температуры растрескивания при помощи устройства ABCD»;
  • ПНСТ 84–2016 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод старения битумных вяжущих материалов под действием давления и температуры (PAV)»;
  • ПНСТ 85–2016 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом температурного диапазона эксплуатации»;
  • ПНСТ 86–2016 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации»;
  • ПНСТ 87–2016 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения свойств битумных вяжущих материалов с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)»;
  • ПНСТ 88–2016 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения упругих свойств при многократных сдвиговых нагрузках (MSCR) с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)»;
  • ПНСТ 89–2016 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения низкотемпературных свойств с использованием динамического сдвигового реометра (DSR).

Следует отметить, что система Superpave хорошо согласуется с работой в рамках Технического регламента Таможенного Союза, поэтому в этой методологии будут также использоваться межгосударственные стандарты по испытанию битумных материалов:

  • ГОСТ 33140–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFOT)»;
  • ГОСТ 33141–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температур вспышки. Метод с применением открытого тигля Кливленда».

И никто не отменял действие ГОСТ 22245–90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие», пока он значится в проектной документации.

Таким образом, в настоящее время стоит задача по оптимизации действующей нормативной базы, которую мы решаем в тесном сотрудничестве с профессиональным сообществом.

Остановлюсь на реализации Федеральным дорожным агентством плана мероприятий по внедрению современных требований и методов испытаний органических вяжущих для дорожного хозяйства и дорожного асфальтобетона на основе методологии Superpave. Эта система испытаний и классификации битумных вяжущих по температурным диапазонам эксплуатации, учитывающая транспортные нагрузки, характеристики движения транспорта и интенсивность движения.

На данном этапе завершено согласование и утверждение разработанных стандартов.

В связи с этим Росавтодор будет ориентировать производителей битумных вяжущих и ПБВ на методы испытаний и показатели характеристик в соответствии с разработанной классификацией, учитывающей как модифицированные, так и немодифицированные марки вяжущих. Данное решение позволит упорядочить как требования к производителям сырья, так и к производителям различных полимеров и других модифицирующих добавок, будет способствовать применению и достижению конкретных параметров асфальтобетонных смесей и свойств битумных вяжущих для той или иной территории строительства.

Росавтодор совместно с основными производителями битумных материалов решает вопрос о поэтапном переходе на классификацию битумных вяжущих по Температурным Диапазонам Эксплу-атации (ТДЭ) к 2018 году.

ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Таким образом, основными направлениями инновационной деятельности и развития нормативно-технического регулирования в области битумных материалов на ближайшую перспективу являются:

  • оптимизация комплекса стандартов на битумы нефтяные дорожные вязкие;
  • переход на современные требования и методы испытаний органических вяжущих для дорожного хозяйства.

Для этого сформирована рабочая группа и Экспертный совет при НТС Росавтодора. Действует подписанное в октябре 2014 г. соглашение о сотрудничестве Федерального дорожного агентства с СИБУР и «Газпром нефть» по разработке и внедрению современных полимерных материалов в дорожном строительстве. Надеемся, что совместными усилиями нам удастся выполнить поставленные задачи.