О компании

Продукция


Вышли на воду, нашли деньги. Началось строительство моста через Керченский пролив на морских участках

Началось строительство моста через Керченский пролив на морских участках, до этого возведение объекта велось на суше.

Источник - №4/2016 журнал «Спецтехника и нефтегазовое оборудование»

Началось строительство моста через Керченский пролив на морских участках, до этого возведение объекта велось на суше. У западной оконечности острова Тузла возводятся опоры, которые поднимут автодорожную часть сооружения над водой. Фундамент каждой из них формируется из 12 трубчатых свай диаметром 1420 мм. Между косой и островом Тузла сооружаются опоры под автомобильный и железнодорожный мосты с фундаментом из 8 трубчатых свай. В это же время ведущие российские ученые проводят исследования на территории, по которой пройдет автомобильная дорога-подход к мосту через Керченский пролив со стороны Краснодарского края. Археологи должны до начала строительства изучить памятники прошлого, выявленные в ходе археологической разведки в рамках проекта Керченского моста.

СВАРКУ ОЦЕНИЛИ В ЛАБОРАТОРИИ

«Работы выполняются с технологической площадки, на которой сконцентрировано все необходимое оборудование: 300-тонный кран, вибропогружатели разной мощности, гидравлический молот и направляющий каркас-кондуктор. Он позволяет погружать сваи большой длины вакваторию с точностью до 100 миллиметров», – рассказал руководитель проекта на участке «Протока» Павел Некрич.

Сваи погружаются отдельными секциями из металлических труб, которые свариваются между собой способом электродуговой сварки.

«Технология сварки кольцевых стыков отрабатывалась в лабораторных условиях. В реальных условиях каждым подразделением были произведены работы по сварке технологических проб. После лабораторных испытаний технологических проб было подтверждено, что выбранные режимы сварки и комбинации сварочных материалов обеспечивают требуемое качество швов. Только после этого каждое из подразделений смогло приступить к монтажной сварке», – отметил инженер по сварке компании «СГМ-Мост» Роман Орлов.

С ЗАБОТОЙ О ПРИРОДЕ

Строительно-монтажные работы в акватории ведутся на удалении от прибрежной зоны, на глубинах более 4 метров (от уровня воды до дна). Соответствующие ограничения предусмотрены графиком, разработанным в соответствии с экологической экспертизой проекта.

«На прибрежном мелководье Керченского пролива в весенне-летний период нерестятся два вида промысловых рыб – бычки и сарган. По трассе строительства моста это участки с глубинами до 3-4 метров непосредственно у таманского берега и у Керчи. До окончания нереста строительные работы здесь не планируются», – рассказала ведущий инженер по охране окружающей среды ФКУ Упрдор «Тамань» Оксана Фурсова.

И НА СУШЕ, И НА МОРЕ

Мост строится одновременно в акватории и на суше. Уже готово 16 опор: 7 для автомобильной и 9 для железной дороги. Погружено более 800 свай разного типа.

Их несущая способность проверяется динамическим, акустическим и ультразвуковым методами. На поверхность трубчатых свай устанавливаются датчики, которые фиксируют амплитуду и частоту колебаний металлических стволов в процессе их забивки в грунт гидравлическими молотами. На основе полученных данных контролируется фактическая несущая способность свай.

Трубчатые сваи частично заполняются тяжелым гидротехническим бетоном на глубину около 5 метров от поверхности грунта (или дна моря с учетом размыва) – так создается железобетонное ядро. В ходе натурных испытаний на специальном стенде, развернутом на строительной площадке, была проверена надежность контакта между бетоном и металлическим стволом. Для этого понадобилось более 100 датчиков.

И СНОВА ИСПЫТАНИЯ РУЛЯТ

Монолитность буронабивных свай проверяется с помощью ультразвукового излучателя и приемника, которые пропускаются по всей длине исследуемой сваи. Прочность и плотность бетона определяются по скорости и траектории распространения импульсов.

«Положительный результат испытаний свай подтверждает правильность решений проектировщиков и действий строителей и позволяет перейти на следующую ступень процесса строительства моста – монтаж ростверков и надземных элементов мостовых опор», – рассказала директор НИИ диагностики Светлана Боханова.

Надежность проектных решений по будущим фундаментам опор моста в Крыму проверялась еще на этапе проектирования объекта. Модели свайных оснований испытывались в Крыловском государственном научном центре. Тест на прочность проект моста прошел в экспериментальном бассейне со льдом. В лабораторных условиях ученые моделировали ледоход разной силы и наблюдали за состоянием опор моста в этих условиях.

«Перед тем как начать работу, мы детально проработали техническое задание. В первую очередь обратили внимание на гидрометеорологические условия района строительства моста – на ледовые образования, которые выносятся из Черного и Азовского морей, – рассказал начальник сектора ледовых исследований лаборатории Крыловского государственного научного центра Алексей Добродеев. – Задачей ледового бассейна стала проверка объекта в условиях максимальной ледовой нагрузки, которая может случиться раз в 100 лет».

Работоспособность моста в условиях сильного ветра изучалась в большой аэродинамической трубе. В ней «продули» модель пролетного строения, напечатанную на 3D-принтере в масштабе 1:50. С помощью специального вентилятора ученые имитировали ветер разной силы: от тихого и умеренного до штормового и ураганного, с порывами до 56 метров в секунду. Полученные результаты использовались при разработке проектной документации.

ТАМ СОВСЕМ НЕДАВНО АРХЕОЛОГИ ПРОШЛИ

Параллельно со строительством ведутся и масштабные археологические исследования. Более 5 гектаров площадей древних поселений и могильников уже обследовано. Подробно изучен участок, на котором основным памятником прошлого является поселок XVII-XVIII веков. Также здесь обнаружены находки III-II тысячелетий до нашей эры и первых веков нашей эры. В культурных слоях глубиной до полутора метров найдены десятки предметов, среди которых кремневое орудие раннего бронзового века, античная керамика и турецкие глиняные курительные трубки.

ИСПАНСКИЙ КЛАД

Также на этом же участке обнаружен могильник бронзового века и уникальное кладбище Нового времени. Найдены многочисленные украшения – серьги, бусы, перстни, браслеты, датированные XVII-XVIII веками. В числе необычных находок амулет из черепа мелкого грызуна в обрамлении из меди, который выполнял роль оберега.

На окраине древнего поселка ученые нашли клад серебряных монет: 15 экземпляров общим весом более 300 граммов, спрятанных в керамическом сосуде. Предполагается, что эти деньги были отчеканены на монетных дворах Испании в середине XVII века.

«Находка, безусловно, редкая. Она будет передана ведущим российским специалистам по нумизматике, которые изучат клад более детально и определят точнее время его сокрытия. Важно понять, когда и как эти монеты попали на Таманский полуостров. Возможно, это часть сокровищ с ограбленного галеона или следы торговли, которая здесь велась достаточно активно», – рассказала ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Эмма Зиливинская.

ИССЛЕДУЕМЫЕ ГЕКТАРЫ

В настоящее время детально изучается участок площадью 50 тысяч квадратных метров, на котором исследуются остатки поселения периода Римской империи: фундаменты жилищ и хозяйственных строений, дворовые ограды, места древнего ремесленного производства II- III веков нашей эры. В культурном слое уже обнаружены орудия труда, предметы быта, украшения. Находки поступают на обработку в полевую лабораторию, развернутую в шаговой доступности от раскопок.

«В ходе этих работ мы планируем исследовать расположенный здесь античный поселок на весьма значительной площади. Такие масштабные раскопки поселений сельскохозяйственной округи крупных городов Боспора – Фанагории и Гермонассы – уникальная возможность в истории археологических работ. Благодаря проекту Керченского моста, хорошей организации и устойчивому финансированию работ подробно изучаются не квадратные метры, а целые гектары древних поселений. Под слоями хазарского каганата и античности мы надеемся открыть древности первобытного периода Таманского полуострова, еще до его колонизации греками. Не исключаем, что на финальной стадии раскопок нам удастся раскопать уникальные для Тамани материалы бронзового века», – рассказал заведующий кафедрой археологии и истории древнего мира Южного федерального университета Алексей Кияшко.

Напомним, что активная работа по сохранению объектов археологии в рамках проекта Керченского моста началась еще в феврале 2015 года. К изучению памятников прошлого были привлечены сразу несколько экспедиций под руководством ведущих российских ученых. На Таманском полуострове специалисты уже обследовали более 19 гектаров площадей древних поселений и могильников. Изучены остатки древнеримской виллы, хазарского поселения, военного лагеря периода Тьмутараканского княжества Киевской Руси, деревни времен власти Османской империи, а также более 150 разновременных захоронений. Сотни находок, представляющих научный интерес, переданы в фонды Таманского музейного комплекса. С керченской стороны в акватории пролива ведется изучение древнего «керамического поля» – скопления фрагментов керамических сосудов, датируемых широким хронологическим диапазоном с V века до н.э. до VI века н.э. Сотни находок, поднятых со дна, уже переданы Керченскому историко-археологическому музею.